В Центре семейного творчества "Лотос" работаем множество специалистов, и один из них - это нейропсихолог. В Центре можно
- пройти диагностическое обследование, которое покажет особенности развития ребёнка;
- нейропсихологическую диагностику готовности к школе, а также
- получить консультацию и индивидуальную программу коррекции.
Что такое диагностика нейропсихолога и зачем она нужна?
Нейропсихология — это наука о мозговой организацию психических процессов, т.е. связи психических процессов с работой головного мозга и различных его отделов. Нейропсихология изучает особенности внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга. Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития ребёнка и лежат в основе всего дальнейшего обучения ребёнка.
Нейропсихологическое сопровождение включает в себя нейропсихологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию.
Под нейропсихологической диагностикой понимают безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения, похожие на тестирование), адаптированные для детского возраста.
Нейродиагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования детский нейропсихолог делает объективный вывод об актуальном уровне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения в школе.
Нейропсихологическое обследование будет полезно пройти детям, имеющим следующие проблемы:
- сложности при запоминании, сравнении, обобщении;
- снижение внимания при выполнении задания;
- проблемы с усвоением учебного материала;
- зеркальное письмо (пишет буквы наоборот);
- нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право», «верх-низ»);
- плохая координация, неуклюжесть;
- излишняя активность либо медлительность;
- плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет);
- леворукость;
- тики, заикание, навязчивые движения;
- отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;
- быстро наступает усталость;
- частый плач, проблемы со сном, аппетитом;
- проблемы в поведении, в отношении со сверстниками;
- недостатки в речевом развитии и др.
По итогам обследования проводится консультация детского нейропсихолога с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка дошкольного или школьного возраста.
Что такое нейропсихологическая коррекция и чем она может помочь?
Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.
Комплекс психологических приемов в рамках нейропсихологической коррекции направлен на изменение структуры нарушенных функций мозга (память, внимание, мышление, восприятие и др.) и их компенсацию. Нейрокоррекция оказывает помощь, таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития ребенка, приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.
Наш мозг очень пластичен, и, примерно до достижения ребенком 12 лет, практически любое недоразвитие или негативное последствие можно уменьшить и скорректировать поэтому наиболее эффективна методика для детей возрастом от 3 до 12 лет. Чем раньше будет проведена диагностика нарушения и начнется терапия, тем быстрей будут видны ее результаты.
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные (сенсомоторная коррекция) и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии и проводится в игровой форме
Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).
- Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.
Нейропсихологическая коррекция показана ребёнку, имеющему следующие проблемы:
- родовая травма
- рождение с помощью кесарева сечения
- повышенный или пониженный тонус
- частые заболевания, в том числе на первом году жизни
- травмы головы, получение общего наркоза,
- в анамнезе – ПЭП, ММД, ЗПР. ЗПРР, СДВГ, гипертензионный синдром
- мало ползал или не ползал вообще
- ходил на цыпочках, начал поздно говорить
- гиперактивен или излишне медлителен
- быстро утомляется, с трудом засыпает
- импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми
- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь
- имеет задержку формирования мелкой моторики рук
- пишет, рисует левой рукой
- пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал
- при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова
- плохо запоминает, сравнивает, обобщает,
- не может описать картинку, скопировать рисунок,
- пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально
- часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует
- невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца
- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция способствует:
- активизации энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности);
- улучшению внимания (устойчивости и концентрации), памяти, речи, мышления;
- улучшению качества освоения учебного материала;
- развитию творческих способностей;
- приобретению необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Подробнее можно узнать у администратора по телефону: +7 (903) 500-09-99 или на сайтe Центра семейного творчества "Лотос" на странице индивидуальная консультация нейропсихолога.