Что такое нейропсихология?


Нейропсихология — это наука о мозговой организацию психических процессов, т.е. связи психических процессов с работой головного мозга и различных его отделов. Нейропсихология изучает особенности внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга. Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития ребёнка и лежат в основе всего дальнейшего обучения ребёнка.

Нейропсихологическое сопровождение включает в себя нейропсихологическую диагностику и нейропсихологическую коррекцию.

Что такое диагностика нейропсихолога и зачем она нужна?

Под нейропсихологической диагностикой понимают безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения, похожие на тестирование), адаптированные для детского возраста.

Нейродиагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования детский нейропсихолог делает объективный вывод об актуальном уровне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения в школе.

Нейропсихологическое обследование будет полезно пройти детям, имеющим следующие проблемы:

-  сложности при запоминании, сравнении, обобщении;

- снижение внимания при выполнении задания;

- проблемы с усвоением учебного материала;

- зеркальное письмо (пишет буквы наоборот);

- нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право», «верх-низ»);

- плохая координация, неуклюжесть;

- излишняя активность либо медлительность;

- плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет);

- леворукость;

- тики, заикание, навязчивые движения;

- отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;

- быстро наступает усталость;

- частый плач, проблемы со сном, аппетитом;

- проблемы в поведении, в отношении со сверстниками;

- недостатки в речевом развитии и др.

 

По итогам обследования проводится консультация детского нейропсихолога с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка дошкольного или школьного возраста.

 

Что такое нейропсихологическая коррекция и чем она может помочь?

Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.

Комплекс психологических приемов в рамках нейропсихологической коррекции направлен на изменение структуры нарушенных функций мозга (память, внимание, мышление, восприятие и др.) и их компенсацию. Нейрокоррекция оказывает помощь, таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития ребенка, приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.

Наш мозг очень пластичен, и, примерно до достижения ребенком 12 лет, практически любое недоразвитие или негативное последствие можно уменьшить и скорректировать поэтому наиболее эффективна методика для детей возрастом от 3 до 12 лет. Чем раньше будет проведена диагностика нарушения и начнется терапия, тем быстрей будут видны ее результаты.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные (сенсомоторная коррекция) и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии и проводится в игровой форме

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

 

Нейропсихологическая коррекция показана ребёнку, имеющему следующие проблемы:

- родовая травма

- рождение с помощью кесарева сечения

- повышенный или пониженный тонус

- частые заболевания, в том числе на первом году жизни

- травмы головы, получение общего наркоза,

- в анамнезе – ПЭП, ММД, ЗПР. ЗПРР, СДВГ, гипертензионный синдром

- мало ползал или не ползал вообще

- ходил на цыпочках, начал поздно говорить

- гиперактивен или излишне медлителен

- быстро утомляется, с трудом засыпает

- импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми

- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь

- имеет задержку формирования мелкой моторики рук

- пишет, рисует левой рукой

- пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал

- при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова

- плохо запоминает, сравнивает, обобщает,

- не может описать картинку, скопировать рисунок,

- пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально

- часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание

- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует

- невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца

- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

 

Таким образом, нейропсихологическая коррекция способствует:

- активизации энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности);

- улучшению внимания (устойчивости и концентрации), памяти, речи, мышления;

- улучшению качества освоения учебного материала;

-  развитию творческих способностей;

- приобретению необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

Подробнее у администратора: 8-925-606-18-51, 8-903-500-09-99 или на сайтe студии

 

  • slide