Свобода и дисциплина. Союзники или антагонисты?


Педагоги детского сада и школьного клуба «Лотос» посетили образовательный семинар «Свобода и Дисциплина» в ИОЦ«Земляне» (г. Москва).

Ведущими семинара выступили Екатерина Григоренко и Максим Чередниченко. Екатерина — научный сотрудник Томского государственного университета, преподаватель программы переподготовки руководителей  Международного Института Монтессори Педагогики (г. Москва), опытный Монтессори-педагог, а также автор множества программ и проектов в сфере образования. Она уже давно сотрудничает с нашей Монтессори школой и садом, консультирует педагогов и родителей, проводит наблюдения, встречи и семинары.

За время семинара «Свобода и Дисциплина» наши педагоги вместе с коллегами из других образовательных центров – через дискуссии, совместную работу в малых группах, а также во время разбора научных статей – в очередной раз убедились, что педагогика, а тем более педагогика в рамках Монтессори-программы, немыслима без понимания и принятия того факта, что свобода – это акт деятельности. Тренируемый, совершенствующийся, находящийся в непрерывном развитии, свобода – как процесс – всегда идёт рука об руку с дисциплиной.

Мария Монтессори писала: «Свобода и дисциплина – это две стороны одной медали».

Свобода – осознанная свобода – это то, что является одним из ключевых фокусов каждой ступени развития – не только в рамках наших образовательных программ, но и в природе вообще. В этом глубоком понимании свобода никогда не может быть приравнена к анархии. Напротив – свобода – это ответственность. Личная ответственность каждого. Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы».

Но ведь бояться – значит, быть глубоко несвободным. А не бояться можно, только выйдя из зоны комфорта и тренируя эту «свободу» – функциональную, когнитивную, моральную. Делая тысячи подходов к принятию решений в, казалось бы, одинаковых условиях каждый день ребёнок научается быть свободным, не нарушая при этом свободы других людей.

Дисциплина в рамках свободы или свобода в рамках дисциплины – то, над чем работает каждый Монтессори-педагог и, пожалуй, человек, решивший воспитывать ребёнка в соответствии с принципами гуманной педагогики.

Это бывает нелегко, но от того становится ещё более ценным и желанным. Монтессори педагоги постоянно работают над многими вопросами:

  • Как помочь родителю, а главное – ребёнку – на пути к обретению этой осознанной свободы?
  • Как научить ребёнка не бояться свободы, но видеть за ней ответственность?
  • Как научить делать выбор, не совершая его за ребёнка?
  • Как, когда и какие условия необходимо создавать, чтобы позволить ребёнку «упражняться» в свободе? Ведь свобода – это живое действие, акт воли.

Впереди большая командная работа по проектированию карты сензитивности, а значит, новые свершения и ещё один шаг на пути к пониманию, что рамки бывают возможностями, а не ограничениями, когда ты понимаешь, что такое свобода!

 

англоязычный ассистент Монттессори-педагога 6-12,
Оксана Балашова

 

 

 

  • slide