12 основных принципов воспитания Марии Монтессори для родителей
Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
Если с ребенком честны — он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
4 мифа о педагогике Монтессори
Монтессори-дети что хотят, то творят, дисциплина им неведома
1
Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так: "свобода-в-дисциплине". Можно всё, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребёнок волен выбирать: что, как долго и с кем он будет делать. Дисциплина, которая царит в Монтессори-группе просто поражает. Но это не та дисциплина, к которой мы привыкли, когда все ходят строем.
В разновозрастной группе старшие «опускаются» до уровня младших, а те не успевают за программой
2
Монтессори-группа - это система взаимоотношений, и они выстроены таким образом, что старшие выступают в роли лидеров, а младшие окружены вниманием и примером. Очень часто старшие выступают в роли «учителей», и это отличный стимул к самообразованию. Одновременно занятия и поведение старших становятся образцом для младших, как бы зоной дальнейшего развития. Разновозрастная группа помогает ребенку прожить разные роли, обогащает его социальный опыт, помогает избегать конфликтов.
Монтессори – это искусственно созданная среда, в которой нет места творчеству
3
Монтессори-педагогика – это средовая педагогика. Здесь вы не увидите ни учителя с указкой у доски, ни учебников, ни парт. Дети рисуют, лепят, конструируют, шьют и т.п. не по принуждению педагога, а исходя из собственных побуждений к самовыражению. Кроме Монтессори-занятий, в группах дети поют и танцуют, проводятся дополнительные музыкальные занятия и творческие мастер-классы.
У детей, занимавшихся в группе Монтессори, возникают трудности при поступлении в начальную школу
4
В реальности, дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе и аргументировано отстаивать своё мнение. Дети, обучавшиеся в среде Монтессори, внимательны, наблюдательны, самостоятельны и более дисциплинированы.
Записаться на экскурсию в Монтессори «Лотос»
Мы свяжемся с Вами и согласуем удобное для Вас время посещения
Ребенок заходит в класс и выбирает себе материал, с которым он хочет заниматься. Он вправе сам решить - работать с материалом самостоятельно или коллективно.
2
Педагог направляет и не мешает
Ребенок – главная движущая сила процесса обучения, педагог всегда рядом и действует деликатно, чтобы не сломать и не разрушить.
3
Обстановка вокруг ребенка меняется вместе с его интересами
Педагоги всегда держат руку на пульсе жизни класса, наблюдают за детьми и меняют материалы на полках в зависимости от актуальности на данный момент.
4
В группе действуют правила, которые соблюдают все - и дети, и взрослые
Например, у всех материалов в классе есть свое место. После того как ребенок позанимался, он знает, что надо убрать все обратно. Со временем это становится так естественно, что делается на автомате и без напоминаний.
5
В группах занимаются дети разного возраста
Ребенку очень важно видеть «зону ближайшего развития», то, чего он еще не умеет. Но вот ребенок, почти такой же, как он сам, демонстрирует это умение, и хочется тянуться, хочется тоже научиться.
6
Дети сами выбирают, заниматься им в одиночестве или в группе
Дети учатся отстаивать личное пространство, уважать чужое и взаимодействовать друг с другом.
7
Дети занимаются столько времени, сколько хотят
В Монтессори-школе уважают выбор ребенка и его желание заниматься с выбранным материалом столько, сколько ему необходимо.
8
Ребенок сам может оценить свою работу
Материалы Монтессори подобраны и сделаны таким образом, что выполнив работу, ребенок может сам проверить, правильно ли она сделана. Таким образом, у него не возникает привычки все время ждать оценки.
9
Никто не станет навязывать ребенку свою помощь
Самостоятельность поощряется и поддерживается, никто не будет его торопить, подталкивать и помогать без просьбы. Но ребенок всегда может обратиться за помощью к педагогу.
Полезные книги
Список книг, чтобы познакомиться с Монтессори-педагогикой:
Образование человека, Мария Монтессори;
Как развить внутренний потенциал человека, Мария Монтессори;
Ребенок в семье, Мария Монтессори;
Впитывающий разум ребенка, Мария Монтессори;
Дети – другие, Мария Монтессори;
Жизнь и творчество Марии Монтессори, Э.М. Стэндинг;
Понимание человека важность первых трех лет жизни, Сильвана Кватроччи Монтанаро;
Дети - другие. Уникальная методика раннего развития, Мария Монтессори;
Принципы Монтессори. 35 практических советов, Международный Институт Монтессори-педагогики.
Список книг, которые Монтессори «Лотос» рекомендует всем родителям (осознанное родительство, естественное воспитание, гуманная педагогика):
Французские дети не плюются едой, Памелла Друкерман;
Не кричите на детей, Даниэле Новара;
Ребенок в XXI веке; Современные родители. Как мы на самом деле учим и воспитываем детей, Елена Баканова;
Школа Саммерхилл-воспитание свободой, А.Нилл;
Современные дети и их несовременные родители; Приобщение к чуду или неруководство по детской терапии, Ирина Млодик;
Тайная опора, Людмила Петрановская;
Как любить ребенка, Януш Корчак;
Родитель-ребенок: мир отношений, Хаим Гинотт;
Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях, Джулия Кэмерон, Эмма Лайвли;
Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили; Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили, Фабер Адель;
Что бы ни случилось, Глиори Деби;
Когда ваш подросток сводит вас с ума; Верните здравый смысл в воспитание ребенка; Главная книга родителей, которые желают счастья своим детям, Эда Ле Шан;